Операция 16,17


Операция №16. Обтачка


Обтачку можно делать разными способами. Ширина обтач­ки зависит от ее назначения, а также от фактуры и структуры ос­новной ткани.


Обтачка применяется для декоративного оформления изделий при обработке срезов, а также для предохранения ткани от рас­тяжения при стачивании деталей. Обтачку можно использовать в следующих случаях:


а) как шов соединения кокетки с основной деталью, когда они выкроены в различном направлении нити (например, можно использовать естественную игру полоски или клетки);


б)  вместо подгибки;


в)  при необходимости удлинить низ изделия. Допустим, пер­воначальная длина равна 55 см. Изделие можно удлинить и до 70 см и до 1 м, используя несколько полотен, (например, одно в 1,5 N,
другое - 2,5 N или 3 N и 5N и т.д. Швы соединения обрабатыва­ются отделкой в виде обтачек разной ширины (от 0,2 см до N);


г)   для отделки срезов изделий в случаях, когда обрабаты­вать их швом "зигзаг" невозможно из-за сыпучести ткани;


д)  при оформлении карманов с двусторонней и односторонней рамкой шириной от 0,5 см до k, а также при обработке срезов боковых карманов и т. д.


Для приобретения навыка проведите несколько тренировоч­ных операций по обработке срезов деталей обтачкой кантом. Кант - это декоративный элемент обтачки, видный с лицевой стороны.


Заготовьте несколько образцов обтачек: прямых - шириной к и длиной 7-9N, а также в виде полукругов диаметром 2-3 N. Рассмот­рим несколько способов.


Первый способ Из тонкой ткани вырежьте полоски по поперечной нити в 4 раза шире задуманного канта. Если ширина канта в готовом виде равна 0,5 см, то выкраивается полоска шириной 2 см. Заготовленную полоску перегните пополам, изнаночной сто­роной внутрь, и приутюжьте (будущий кант). Половину обтачки из тонкой ткани соедините с лицевой стороны с полукругом, срезы уравняйте и стачайте (при этом обтачка расположена снизу, а строчка проходит по середине обтачки), срезы обработайте швом "зигзаг", обтачку отогните и с изнаночной стороны приутюжьте (край обтачки по сгибу слегка оттягивается). Полученный кант от­строчите швом на 0,1 - 0,2 см от русла обтачки. Под руслом понимается линия стачивания (шва) с лицевой стороны.


Постарайтесь таким же способом обработать срез второго полукруга другой половины обтачки, располагая обтачку не снизу, а сверху. Притачивая обтачку к наружному срезу, необходимо делать оттяжку по сгибу обтачки, одновременно сутюживая ее по срезам. Одним словом, форма обтачки зависит от формы среза основной детали (в данном случае - полукруга).


Заготовьте основную деталь в виде бублика шириной N. Если внутренний срез обрабатывается обтачкой, то ее оттяжка делается по срезу, а сутюжка - по сгибу.


Второй способ предусматривает заготовку обтачки в 3,5-4 раза шире задуманного канта (в зависимости от толщины ткани). Подготовка ее ведется отдельно при помощи ВТО. Срезы обтачки загибаются с двух сторон на одинаковую ширину на изна­ночную сторону (ширина подгибки - чуть меньше или приблизи­тельно равна 1/4 ширины обтачки для тонких тканей, но всегда чуть меньше 1/4 ее ширины - для толстых). Затем обтачка с загнутыми краями сгибается пополам, края уравниваются и приутюживаются по всей длине. Внутрь обтачки вкладывается срез обрабатываемой детали, отделочная строчка выполняется на расстоянии 0,1 - 0,2 см от  края.


Для того чтобы обработать внешний срез полукруга такой обтачкой, ей заранее с помощью ВТО придается форма кривой линии (одновременно по наружному сгибу делается оттяжка, а по внутреннему - сутюжка). ВТО удобно проводить следующим обра­зом: справа налево утюгом прижимается обтачка и одновременно левой рукой растягивается сгиб полоски. Старайтесь задать нужную линию по сгибу, равномерно сутюживая внутренние края. Обтачку при этом располагайте краями к себе.


Если обрабатываемая ткань сыпучая, то предварительно мож­но укрепить се срез заваренным в виде киселя желатином. Если кант широкий, а ткань плохо растягивается по поперечной нити под углом 45°, то надо следить за тем, чтобы долевая и поперечная нити имели одинаковую степень растяжения. В целях экономии ткани в качестве обтачек желательно использовать мягкую эла­стичную ткань и ширину канта делать не более 0,3 - 0,5 см.


Третий способ. Обработать внутренний срез обтачкой можно и так: подготовьте тонкую прямую полоску, выкроенную по поперечной или по косой нити, в Зраза шире, чем предполагаемый кант в готовом виде. Совместив подготовленную обтачку с полу­кругом лицевыми сторонами, стачайте детали швом, ширина кото­рого чуть меньше ширины канта. Обтачка при стачивании располагается снизу. Затем обтачка обрабатывпаеется швом "зиг­заг", перегибается на изнаночную сторону детали (при необходисмо-сти срезы подравниваются) и отстрачивается с лицевой стороны по руслу шва.


Четвертый способ. Заготовленная обтачка (по поперечной или косой нити) накладывается лицевой стороной на изнаночную сторону обрабатываемой детали и стачивается с ней на расстоянии 0,5 - 0,7 см от среза (это расстояние должно быть меньше ширины самого канта). Обтачку перегибаете на лицевую сторону и, перекрывая соединительную строчку на 0,1-0,2 см с одновремен­ным равномерным подгибом среза, проводите отделочную строчку (с лицевой стороны) на растоянии 0,1 - 0,2 см от сгиба подгибки. Запомните, что подгибка должна быть в 2 - 3 раза шире отстрочки.


Данный способ применяется при отделке воланов, рюшей, оборок, низа юбок "солнце-клеш" и т.д.


Проделайте эту операцию на тканях различного типа. На­режьте полоски для обтачки из трикотажа, шифона, батиста, шер­сти, сукна и т.д. При обработке обратите внимание на способность той или иной ткани к растяжению.


Операция №17. Обработка деталей с выступающими краями


Во всех деталях, где по модели предусмотрены разрезы разной формы (например, разрезы по низу юбок с прямоугольными или - .     скругленными срезами), требуется особая обработка среза. Это ка­сается и таких деталей, как шлица, т.е. разрез в складке заданной ширины.


Детали можно обрабатывать, не прибегая к обтачке, но тогда они выкраиваются с прибавкой на подгибку от k до N (в зависимости от типа и толщины ткани) .Заготовьте деталь трапециевидной формы с одним прямым углом. Такие детали можно заготовить из несколь­ких видов ткани: жесткой, мягкой, толстой и тонкой. Основании детали должны быть не меньше 30 см (верхнее) и 40 см (нижнее), боковые стороны - не менее 10-15 см. Тупой угол скругляется, а по контуру детали намечается ширина подгибки (не менее k) и отчерчивается мылом (рис. 33,а).


Начните со скругленного угла. На   подгибке шириной k делаются надсечки на расстоянии k+N друг от друга, не доходя до контура на 0,3-0,5 см. Частота надсечек зависит от степени скругленности обрабатываемого угла. При более спрямленной линии надсечек делается меньше. Образец располагаете скругленной сто­роной к себе и лицевой стороной вверх. Подгибка слегка приутю­живается на лицевую сторону по намеченной ранее линии (контуру детали). Образовавшиеся в местах надсечек излишки ткани скалываются булавками. Ширина шва будет зависеть от степени скругленности, он проходит вдоль булавок. Разутюженные из­лишки можно срезать, оставляя с обеих сторон 0,5 - 0,7 см на шов. Началом строчки служит линия перегиба подгибки. Углы в 15 - 90° можно обрабатывать аналогичным способом (рис. 33, б).


При обработке деталей из тканей средней жесткости и толщи­ны {шерсть платьевая, габардин, лавсан и др.) достаточно перегнуть ткань на ширину предполагаемой подгибки на лицевую сторону и слегка приутюжить. Образовавшийся излишек ткани соберите по биссектрисе угла. Оставляя на шов 0,7- 1см, надо высечь лишнюю ткань в углах, не доходя до вершины на 0,2 - 0,3 см. Швы разутюжи­ваются и деталь выворачивается на лицевую сторону. Углы еще раз приутюживаются. Во избежание пропечатки можно подложить изнутри линейку или вырезанный из ватмана подобный угол.


Прямой угол можно обработать еще одним способом. Распо­ложите образец лицевой стороной к себе (справа находится необра­ботанный угол). Стороны угла по намеченному контуру отгибаются на лицевую сторону на ширину подгибки k по вертикальному срезу. Затем прокладывается строчка на уровне линии подгибки от вертикального сгиба. Деталь выворачивается, и весь излишек ткани распределяется внутри подгибки.


Можно поступить и так, как показано на рис. 33,б: отвернув горизонтальный срез на ширину подгибки, сделать строчку и, не срезая излишек, вывернуть на лицевую сторону. Так обрабатываются детали, которые в дальнейшем могут удлиняться. Если же мы имеем дело с тканью, на которой игла оставляет след, то делать запас нет смысла, тем более что в углах образуется дополнитель­ное уплотнение.


Толстые ткани типа драпа, замша и кожа требуют особой обработки срезов, так как подгибка пропечатывается с лицевой стороны, особенно в местах срезов, из-за толщины ткани. Поэтому их утончают с помощью ножа (ножниц), снимая лишнюю толщину ткани на расстоянии 0,5 - 1,5 см от среза под углом на нет. Подобным же образом поступают и тогда, когда надо снять лишнюю ткань с внутренней стороны, в швах. Для этого предварительно увлажните и разутюжьте швы, затем концом ножниц разрыхлите срезы де­тали и соскоблите лишнюю толщину. Толстые, но рыхлые ткани по срезам подгибки можно обрабатывать клеевыми материалами.


Срезы не очень выпуклых и фигурных линий деталей из тон­ких тканей можно обрабатывать швом "зигзаг" в тех местах, где \     деталь имеет изгиб или овальную форму. После такой обработки достаточно потянуть за нижнюю нитку строчки и слегка сосборить срез подгибки, придавая детали нужную форму.

"Жилетная" осень в России.
Вот уже несколько лет удивляет мир моды своим бесподобным разнообразием меховой жилет. Гуру Высокой европейской моды в этом году рекомендуют новую длину мехового жилета - до линии колен. Также допустимы классическая длина жилета - до талии и до середины бёдер. Длинные меховые жилеты дизайнеры экстра - класса советуют носить с широкими кожаными ремнями с большими оригинальными пряжками. Но можно и по другому носить длинные меховые жилеты - это "нараспашку". В общем, сейчас самый пик популярности мехового жилета. И эти последние тенденции только усиливают образ модницы, одетой в остромодную тёплую элегантность мехового жилета.

Эшли Олсен
Эшли Олсен стала почетным членом правления совета модных дизайнеров Америки. Совет разрабатывает стандарты и решает проблемы индустрии моды. Эту влиятельную структуру в модной мире основал журналист Элеонор Ламберт в 1963 году, целью которой является популяризация существующих модных тенденции как части искусства, а также поддержка дизайнеров профессионалов.

На пике моды.
Дизайнеры уже готовятся к семидесятилетию силуэта new look.В этом сезоне по-диоровски приталенные платья и пышные юбки выглядят не кокетливо,а строго,в духе нового минимализма. Батильоны на шпильках,с открытым носом и шнуровкой даже Дюймовочку превратят в Синди Кроуфорд-они визуально делают ноги длиннее и стройнее.Закрепить эффект помогут узкие брюки,мини-юбки и платья-свитера.