Операция №16. Обтачка
Обтачку можно делать разными способами. Ширина обтачки зависит от ее назначения, а также от фактуры и структуры основной ткани.
Обтачка применяется для декоративного оформления изделий при обработке срезов, а также для предохранения ткани от растяжения при стачивании деталей. Обтачку можно использовать в следующих случаях:
а) как шов соединения кокетки с основной деталью, когда они выкроены в различном направлении нити (например, можно использовать естественную игру полоски или клетки);
б) вместо подгибки;
в) при необходимости удлинить низ изделия. Допустим, первоначальная длина равна 55 см. Изделие можно удлинить и до 70 см и до 1 м, используя несколько полотен, (например, одно в 1,5 N,
другое - 2,5 N или 3 N и 5N и т.д. Швы соединения обрабатываются отделкой в виде обтачек разной ширины (от 0,2 см до N);
г) для отделки срезов изделий в случаях, когда обрабатывать их швом "зигзаг" невозможно из-за сыпучести ткани;
д) при оформлении карманов с двусторонней и односторонней рамкой шириной от 0,5 см до k, а также при обработке срезов боковых карманов и т. д.
Для приобретения навыка проведите несколько тренировочных операций по обработке срезов деталей обтачкой кантом. Кант - это декоративный элемент обтачки, видный с лицевой стороны.
Заготовьте несколько образцов обтачек: прямых - шириной к и длиной 7-9N, а также в виде полукругов диаметром 2-3 N. Рассмотрим несколько способов.
Первый способ Из тонкой ткани вырежьте полоски по поперечной нити в 4 раза шире задуманного канта. Если ширина канта в готовом виде равна 0,5 см, то выкраивается полоска шириной 2 см. Заготовленную полоску перегните пополам, изнаночной стороной внутрь, и приутюжьте (будущий кант). Половину обтачки из тонкой ткани соедините с лицевой стороны с полукругом, срезы уравняйте и стачайте (при этом обтачка расположена снизу, а строчка проходит по середине обтачки), срезы обработайте швом "зигзаг", обтачку отогните и с изнаночной стороны приутюжьте (край обтачки по сгибу слегка оттягивается). Полученный кант отстрочите швом на 0,1 - 0,2 см от русла обтачки. Под руслом понимается линия стачивания (шва) с лицевой стороны.
Постарайтесь таким же способом обработать срез второго полукруга другой половины обтачки, располагая обтачку не снизу, а сверху. Притачивая обтачку к наружному срезу, необходимо делать оттяжку по сгибу обтачки, одновременно сутюживая ее по срезам. Одним словом, форма обтачки зависит от формы среза основной детали (в данном случае - полукруга).
Заготовьте основную деталь в виде бублика шириной N. Если внутренний срез обрабатывается обтачкой, то ее оттяжка делается по срезу, а сутюжка - по сгибу.
Второй способ предусматривает заготовку обтачки в 3,5-4 раза шире задуманного канта (в зависимости от толщины ткани). Подготовка ее ведется отдельно при помощи ВТО. Срезы обтачки загибаются с двух сторон на одинаковую ширину на изнаночную сторону (ширина подгибки - чуть меньше или приблизительно равна 1/4 ширины обтачки для тонких тканей, но всегда чуть меньше 1/4 ее ширины - для толстых). Затем обтачка с загнутыми краями сгибается пополам, края уравниваются и приутюживаются по всей длине. Внутрь обтачки вкладывается срез обрабатываемой детали, отделочная строчка выполняется на расстоянии 0,1 - 0,2 см от края.
Для того чтобы обработать внешний срез полукруга такой обтачкой, ей заранее с помощью ВТО придается форма кривой линии (одновременно по наружному сгибу делается оттяжка, а по внутреннему - сутюжка). ВТО удобно проводить следующим образом: справа налево утюгом прижимается обтачка и одновременно левой рукой растягивается сгиб полоски. Старайтесь задать нужную линию по сгибу, равномерно сутюживая внутренние края. Обтачку при этом располагайте краями к себе.
Если обрабатываемая ткань сыпучая, то предварительно можно укрепить се срез заваренным в виде киселя желатином. Если кант широкий, а ткань плохо растягивается по поперечной нити под углом 45°, то надо следить за тем, чтобы долевая и поперечная нити имели одинаковую степень растяжения. В целях экономии ткани в качестве обтачек желательно использовать мягкую эластичную ткань и ширину канта делать не более 0,3 - 0,5 см.
Третий способ. Обработать внутренний срез обтачкой можно и так: подготовьте тонкую прямую полоску, выкроенную по поперечной или по косой нити, в Зраза шире, чем предполагаемый кант в готовом виде. Совместив подготовленную обтачку с полукругом лицевыми сторонами, стачайте детали швом, ширина которого чуть меньше ширины канта. Обтачка при стачивании располагается снизу. Затем обтачка обрабатывпаеется швом "зигзаг", перегибается на изнаночную сторону детали (при необходисмо-сти срезы подравниваются) и отстрачивается с лицевой стороны по руслу шва.
Четвертый способ. Заготовленная обтачка (по поперечной или косой нити) накладывается лицевой стороной на изнаночную сторону обрабатываемой детали и стачивается с ней на расстоянии 0,5 - 0,7 см от среза (это расстояние должно быть меньше ширины самого канта). Обтачку перегибаете на лицевую сторону и, перекрывая соединительную строчку на 0,1-0,2 см с одновременным равномерным подгибом среза, проводите отделочную строчку (с лицевой стороны) на растоянии 0,1 - 0,2 см от сгиба подгибки. Запомните, что подгибка должна быть в 2 - 3 раза шире отстрочки.
Данный способ применяется при отделке воланов, рюшей, оборок, низа юбок "солнце-клеш" и т.д.
Проделайте эту операцию на тканях различного типа. Нарежьте полоски для обтачки из трикотажа, шифона, батиста, шерсти, сукна и т.д. При обработке обратите внимание на способность той или иной ткани к растяжению.
Операция №17. Обработка деталей с выступающими краями
Во всех деталях, где по модели предусмотрены разрезы разной формы (например, разрезы по низу юбок с прямоугольными или - . скругленными срезами), требуется особая обработка среза. Это касается и таких деталей, как шлица, т.е. разрез в складке заданной ширины.
Детали можно обрабатывать, не прибегая к обтачке, но тогда они выкраиваются с прибавкой на подгибку от k до N (в зависимости от типа и толщины ткани) .Заготовьте деталь трапециевидной формы с одним прямым углом. Такие детали можно заготовить из нескольких видов ткани: жесткой, мягкой, толстой и тонкой. Основании детали должны быть не меньше 30 см (верхнее) и 40 см (нижнее), боковые стороны - не менее 10-15 см. Тупой угол скругляется, а по контуру детали намечается ширина подгибки (не менее k) и отчерчивается мылом (рис. 33,а).
Начните со скругленного угла. На подгибке шириной k делаются надсечки на расстоянии k+N друг от друга, не доходя до контура на 0,3-0,5 см. Частота надсечек зависит от степени скругленности обрабатываемого угла. При более спрямленной линии надсечек делается меньше. Образец располагаете скругленной стороной к себе и лицевой стороной вверх. Подгибка слегка приутюживается на лицевую сторону по намеченной ранее линии (контуру детали). Образовавшиеся в местах надсечек излишки ткани скалываются булавками. Ширина шва будет зависеть от степени скругленности, он проходит вдоль булавок. Разутюженные излишки можно срезать, оставляя с обеих сторон 0,5 - 0,7 см на шов. Началом строчки служит линия перегиба подгибки. Углы в 15 - 90° можно обрабатывать аналогичным способом (рис. 33, б).
При обработке деталей из тканей средней жесткости и толщины {шерсть платьевая, габардин, лавсан и др.) достаточно перегнуть ткань на ширину предполагаемой подгибки на лицевую сторону и слегка приутюжить. Образовавшийся излишек ткани соберите по биссектрисе угла. Оставляя на шов 0,7- 1см, надо высечь лишнюю ткань в углах, не доходя до вершины на 0,2 - 0,3 см. Швы разутюживаются и деталь выворачивается на лицевую сторону. Углы еще раз приутюживаются. Во избежание пропечатки можно подложить изнутри линейку или вырезанный из ватмана подобный угол.
Прямой угол можно обработать еще одним способом. Расположите образец лицевой стороной к себе (справа находится необработанный угол). Стороны угла по намеченному контуру отгибаются на лицевую сторону на ширину подгибки k по вертикальному срезу. Затем прокладывается строчка на уровне линии подгибки от вертикального сгиба. Деталь выворачивается, и весь излишек ткани распределяется внутри подгибки.
Можно поступить и так, как показано на рис. 33,б: отвернув горизонтальный срез на ширину подгибки, сделать строчку и, не срезая излишек, вывернуть на лицевую сторону. Так обрабатываются детали, которые в дальнейшем могут удлиняться. Если же мы имеем дело с тканью, на которой игла оставляет след, то делать запас нет смысла, тем более что в углах образуется дополнительное уплотнение.
Толстые ткани типа драпа, замша и кожа требуют особой обработки срезов, так как подгибка пропечатывается с лицевой стороны, особенно в местах срезов, из-за толщины ткани. Поэтому их утончают с помощью ножа (ножниц), снимая лишнюю толщину ткани на расстоянии 0,5 - 1,5 см от среза под углом на нет. Подобным же образом поступают и тогда, когда надо снять лишнюю ткань с внутренней стороны, в швах. Для этого предварительно увлажните и разутюжьте швы, затем концом ножниц разрыхлите срезы детали и соскоблите лишнюю толщину. Толстые, но рыхлые ткани по срезам подгибки можно обрабатывать клеевыми материалами.
Срезы не очень выпуклых и фигурных линий деталей из тонких тканей можно обрабатывать швом "зигзаг" в тех местах, где \ деталь имеет изгиб или овальную форму. После такой обработки достаточно потянуть за нижнюю нитку строчки и слегка сосборить срез подгибки, придавая детали нужную форму.
Ещё недавно - прямо в этом году бижутерия словно родилась заново. Многих модниц уже сейчас интересует вопрос, какая бижутерия будет в тренде 2014 году. Сегодняшняя бижутерия создает определенный акцент на себе. В 2014 году будут пользоваться спросом модели бижутерии, представляющие собой неповторимое сочетание различных цветов и крупные в размерах.
Ткань с оригинальной фактурой
Что день грядущий нам готовит? А день нам приготовил модные тенденции этой зимы. Ткань с оригинальной фактурой придаст одежде неповторимость и стильность. Речь идет о каракульче. Вещи из каракульчи лёгкие,тонкие и достаточно тёплые. Но самое главное это их красота и оригинальность. Есть модные вещи полностью из каракульчи, есть вещи где каракульча присутствует в качестве отделки. Осталось только выбрать.
Эшли Олсен
Эшли Олсен стала почетным членом правления совета модных дизайнеров Америки. Совет разрабатывает стандарты и решает проблемы индустрии моды. Эту влиятельную структуру в модной мире основал журналист Элеонор Ламберт в 1963 году, целью которой является популяризация существующих модных тенденции как части искусства, а также поддержка дизайнеров профессионалов.