Подробный анализ фигур и определение основных параметров.


      Внимательное и последовательное изучение теории нужно сочетать с практикой. Изготовление одежды в уменьшенном виде, на детей (при N не более 3 см), поможет вам приобрести опыт. Ваша цель - не столько идти в ногу с модой независимо от типа фигуры (ее объемов), от роста и возраста, сколько найти свой образ, подчеркивающий индивидуальность. Научиться кроить сразу по ткани, не прибегая к выкройкам, без предварительных тренировок невозможно. Но если вы будете постоянно упражняться, конструируя всевозможные модельки из бумаги, соединяя швы стачивания булавками или склеивая их (в уменьшенном виде), то быстро научитесь кроить изделия в натуральную величину.
     Правильная посадка на фигуру - без перекосов и заломов -немаловажный фактор при изготовлении плечевых изделий. Для этого необходимо точно изучить индивидуальные особенности не только конфигурации тела вообще, но и отдельно формы шеи, плеч, лопаток, груди. Дать описание всех разнообразных вариантов кроя невозможно, да и в этом нет особой необходимости. Ведь задача учителя - наметить принципиальный подход, а ученика - работать вдумчиво и самостоятельно. Чем больше самостоятельности, тем быстрее проходит страх перед раскроем ткани и работа становится в радость. Только в этом случае можно воплотить в жизнь самую сложную модель.
     Сначала изучим подробно верхнюю часть туловища и одновременно освоим простейшие цельнокроенные (без рельефных швов) конструкции. Для создания определенных фасонов можно использовать и другие известные способы раскроя. Это не только крой йо расчетам с помощью нормы, но и муляжный способ. Муляжный способ представляет собой искусство драпировки ткани непосредственно на фигуре, позволяющее находить самые неожиданные решения, продиктованные конкретной фигурой и конкретной тканью. Суть его заключается в следующем: достаточно набросить ткань на фигуру и сколоть ее таким образом, чтобы точно скопировать все предусмотренные моделью линии, а затем срезать излишки.
      Освоить основные принципы моделирования несложно. Для приобретения опыта достаточно запомнить три конструкции. Назовем их основными, от них будем отталкиваться при создании всевозможных моделей с разной степенью занижения проймы и различной свободой облегания:

любакс 1

  1 - свободная конструкция; она удобна при изготовлении одежды свободных форм с цельнокроенным рукавом (свобода облегания составляет 4-6N к наибольшему обхвату туловища);
     2 - переходная конструкция между свободной и плотно прилегающей к телу; свобода облегания - от к до N к величине "а" (сглаженного контура);
     3 - плотно прилегающая к телу конструкция; ширина плеча выбирается в зависимости от полноты руки (свобода облегания составляет к/4-N к наибольшему обхвату туловища).
     При моделировании плечевых изделий основные вертикальные и горизонтальные секущие линии будут играть важную роль (см. табл. 1 и 2). Именно с их помощью легче увидеть расположение всех рельефных швов на конкретной модели и нетрудно сделать крой применительно к конкретной фигуре. Для этого старайтесь чаще мысленно рассекать фигуру плоскостями, проходящими через основные точки. Одновременно переносите измерения в этих плоскостях, выраженные через N. на бумагу в виде прямых линий, выдерживая при этом пропорции. Тренируйтесь получать подкрой-ные детали путем соединения основных точек не только прямыми, но и лекальными линиями.
     Как вы уже знаете, фигура считается асимметричной, если измерения левой и правой частей тела не совпадают. В большинстве случаев (более 50%) эти отклонения колеблются в пределах к. Практически такие фигуры можно назвать асимметрично-симметричными. В одних случаях (при изготовлении плотноприлегающей основы) эти фигуры рассмартиваются как асимметричные, а в других (при изготовлении свободных конструкций) как симметричные, поскольку в таких случаях идеальная точность, т.е. подгонка по фигуре, не нужна.
     Построение на симметричную фигуру (тип 9), по cглаженному контуру, сделать проще всего. Для создания основы на подобную фигуру достаточно определить N, а затем по расчетам определить все измерения по горизонтали и сделать несколько точных измерений по телу между основными точками , лежащими в вертикальных плоскостях. Запоминая все расстояния в N по горизонтали и вертикали между секущими для исходной фигуры, а со временем - и поправки (в зависимости от роста и от индивидуальной формы отдельных частей тела), т.е. увеличение или уменьшение расстояний, принятых для исходной фигуры (от к до 3.5N), можно конструировать и моделировать одежду на любую фигуру, не прибегая к многочисленным измерениям. Впоследствии вам достаточно будет взглянуть на любую модель издали, чтобы определить месторасположение рельефных швов и мелких деталей с минимальной погрешностью.
Вернемся к материалу, изложенному во вводной части книги. Повторим, что при построении все вертикальные линии будут соответствовать секущим плоскостям. Обозначаются они цифрами от 1 до 9. Горизонтальные линии соответствуют горизонтальным секущим и обозначаются большими буквами русского алфавита с цифровым индексом в правом нижнем углу. Индекс соответствует номеру вертикальной секущей (линии). Например, при построении горизонтальная линия, проведенная через точку А1, обозначается А1. На рисунке показан случай, когда горизонтальная плоскость, проходящая через точку А1, одновременно проходит и через точки ВЗл и ВЗп. Однако у конкретной фигуры скос плеча слева и справа может быть разным. В связи с этим возникает необходимость делать построение основы на левую и правую части туловища отдельно, поэтому и вводятся обозначения л (левая) и п (правая). Примерно на 50% из вас это не распространяется, 30% внесут небольшую корректировку после построения, беря за основу наибольшие значения измерений, расчетов, полученных после визуального анализа. И только остальным придется делать построение деталей отдельно, используя для этого всего-навсего дополнительные измерения и затратив при этом немного больше времени, так как последовательность построения остается той же.

  1 - свободная конструкция; она удобна при изготовлении одежды свободных форм с цельнокроенным рукавом (свобода облегания составляет 4-6N к наибольшему обхвату туловища);

     2 - переходная конструкция между свободной и плотно прилегающей к телу; свобода облегания - от к до N к величине "а" (сглаженного контура);

     3 - плотно прилегающая к телу конструкция; ширина плеча выбирается в зависимости от полноты руки (свобода облегания составляет к/4-N к наибольшему обхвату туловища).

     При моделировании плечевых изделий основные вертикальные и горизонтальные секущие линии будут играть важную роль (см. табл. 1 и 2). Именно с их помощью легче увидеть расположение всех рельефных швов на конкретной модели и нетрудно сделать крой применительно к конкретной фигуре. Для этого старайтесь чаще мысленно рассекать фигуру плоскостями, проходящими через основные точки. Одновременно переносите измерения в этих плоскостях, выраженные через N. на бумагу в виде прямых линий, выдерживая при этом пропорции. Тренируйтесь получать подкрой-ные детали путем соединения основных точек не только прямыми, но и лекальными линиями.

     Как вы уже знаете, фигура считается асимметричной, если измерения левой и правой частей тела не совпадают. В большинстве случаев (более 50%) эти отклонения колеблются в пределах к. Практически такие фигуры можно назвать асимметрично-симметричными. В одних случаях (при изготовлении плотноприлегающей основы) эти фигуры рассмартиваются как асимметричные, а в других (при изготовлении свободных конструкций) как симметричные, поскольку в таких случаях идеальная точность, т.е. подгонка по фигуре, не нужна.

     Построение на симметричную фигуру (тип 9), по cглаженному контуру, сделать проще всего. Для создания основы на подобную фигуру достаточно определить N, а затем по расчетам определить все измерения по горизонтали и сделать несколько точных измерений по телу между основными точками , лежащими в вертикальных плоскостях. Запоминая все расстояния в N по горизонтали и вертикали между секущими для исходной фигуры, а со временем - и поправки (в зависимости от роста и от индивидуальной формы отдельных частей тела), т.е. увеличение или уменьшение расстояний, принятых для исходной фигуры (от к до 3.5N), можно конструировать и моделировать одежду на любую фигуру, не прибегая к многочисленным измерениям. Впоследствии вам достаточно будет взглянуть на любую модель издали, чтобы определить месторасположение рельефных швов и мелких деталей с минимальной погрешностью.

 

tablica1-2


          При построении все вертикальные линии будут соответствовать секущим плоскостям. Обозначаются они цифрами от 1 до 9. Горизонтальные линии соответствуют горизонтальным секущим и обозначаются большими буквами русского алфавита с цифровым индексом в правом нижнем углу. Индекс соответствует номеру вертикальной секущей (линии). Например, при построении горизонтальная линия, проведенная через точку А1, обозначается А1.    Н а рисунке показан случай, когда горизонтальная плоскость, проходящая через точку А1, одновременно проходит и через точки ВЗл и ВЗп. Однако у конкретной фигуры скос плеча слева и справа может быть разным. В связи с этим возникает необходимость делать построение основы на левую и правую части туловища отдельно, поэтому и вводятся обозначения л (левая) и п (правая). Примерно на 50% из вас это не распространяется, 30% внесут небольшую корректировку после построения, беря за основу наибольшие значения измерений, расчетов, полученных после визуального анализа. И только остальным придется делать построение деталей отдельно, используя для этого всего-навсего дополнительные измерения и затратив при этом немного больше времени, так как последовательность построения остается той же.

       
Рассмотрим внимательно верхнюю часть туловища. Определить форму шеи конкретной фигуры,  ее основания - кривую А, с лежащими на неи точками - начинающим легче всего с помощью лекало-воротника. Положение точек А2(8)л и А2(8)п определяется в самой широкой части основания шеи (слева и справа). Для того, чтобы охватить 99 % людей, имеющих индивидуальную форму основания шеи, достаточно выделить три основных положения: А2 (8) л (п) совпадает с точкой Авл(п),расположенной в 5-й секущей плоскости; А2(8)л(п) смещается на величину от к/4 до к в сторону спины; А2(8)л(п) смещается на величину от к до N в сторону переда.  В последнем случае при построении основы нужно быть очень внимательными, так как расстояние между 1-й и 2-й вертикалями может значительно превышать 1,5N, что влечет за собой нарушение пропорций. Вспомним основные точки, которые чаще всего могут нам понадобиться при построении различных конструкций.  Месторасположение точки А9 можно определить, если надеть на шею цепочку и сзади найти углубление между 7-м и 6-м позвонками.  Точка А1 -это середина углубления яремной впадины со стороны переда. Через нее проводится горизонтальная линия на лекало-воротнике, которая перпендикулярна вертикали 1.  В зависимости от индивидуального скоса плеча - при мысленном проведении горизонтальной секущей через яремную впадину - у некоторых фигур на этой горизонтали могут располагаться и другие основные точки.   Рассмотрите внимательно рис 1, где можно увидеть точки пересечения вертикали 3(7) с линией плеча, обозначенные В3(7)л(п), а также точки Пвпр(зд) левую и правую. 
illlustr2  

       Расположение плечевой и нагрудной вытачек, если они предусмотрены по модели, определяется с ориентиром на точки В3(7)л(п). Чем больше скос плеча,тем чаще точка В3(7), являющаяся серединой плеча (у пропорционально сложенной фигуры), располагается ниже горизонтальной линии А1 (на к, N,1,5N. При построении точка Пвпр(зд) располагается ниже точки ВЗ(7). Кроме того, эти точки могут располагаться как выше, так и ниже горизонтальной линии А1 а также относительно друг друга.

       Попробуйте на собственном примере. Для этого поработайте плечом: поднимите его как можно выше - угол наклона линии плеча уменьшается, опустите плечо - угол наклона, соответственно, увеличится.

       Теперь рассмотрим часть тела, где располагаются точки П4, П6, как со стороны переда, так и со стороны спины (рис. 2). При опущенных вдоль туловища руках через точки П4 и П6 проводятся горизонтальные секущие П4 и П6. Ориентируясь на них, определяем месторасположение конструктивных и декоративных линий как подрезных деталей, так и втачных и фасонных рукавов. Кроме того, если провести горизонтальную секущую П4, то нетрудно определить уровень расположения лацканов, карманов и т.д. Часто они являются и линиями ограничения. В портняжном деле, как и в других видах искусства, есть свои неписанные правила. Например, линию кокетки в изделиях классического покроя ниже делать не рекомендуется, за исключением отлетных кокеток и покроев моделей типа "фантази".illlustr3 

       У разных фигур при одном и том же значении Nг расстояние между точками Пв и П4(П6) для плотноприлегающих изделий - ПвздПб и ПвпрП4 - может быть разным. Это зависит от угла наклона линии плеча, от формы тела (удлиненный или укороченный торс), а также от полноты руки. В свою очередь, расстояние между точками А1 и П41 может изменяться в зависимости от угла наклона линии плеча. Чем больше этот угол, тем больше значение отрезка А1П41 -от 1,5 до 3,5N (рис. 3, а). На величину отрезка А9П69 дополнительное влияние оказывает осанка (чем больше значение тс, тем больше величина отрезка А9П69 (рис. 3, б). Возьмите треугольник с катетами h = 3,5N и m = к (рис. 4, а). В этом случае гипотенуза больше катета h на k/8, т.е. разница минимальна и ее можно игнорировать. Но чем больше значение т, тем указанная разница больше, и уже при m = 1,5N она составит приблизительно к (рис.4, б), т.е. разница существенная.

      Внимание! Необходимо иметь в виду, что с годами у одной и той же фигуры расположение точек Пбл и Пбп, а также П4л и П4п относительно друг друга может меняться (рис. 2).

       Измерение, сделанное по телу между этими точками в горизонтальной плоскости, может колебаться от 6 до 8 N, в среднем -7N. illlustr4 Эти измерения со стороны переда и спины могут отличаться друг от друга на величину от к до N, что зависит от степени округлости спины, формы лопаток и грудной клетки.

 

При конструировании изделий с различной степенью свободы облегания значение N изменяется (увеличивается), поэтому точки П4(П6) при крое уже не могут располагаться на уровне подмышечных впадин. Для изделий классического покроя смещение вниз и в сторону рукава от этих точек составляет к/N. В изделиях типа "фантази" положение точки П4(П6) при моделировании будет зависеть от фантазии модельера: они могут располагаться и на 1,5N, и на 2N, и на 2,5N ниже начала подмышечной впадины (рис.3, в). Еще раз поработайте плечом, рассматривая фигуру в зеркало. Сравните, насколько увеличивается расстояние П4лП4п при нарочито выпуклой грудной клетке и, наоборот, - уменьшается при сильно вогнутой. Разница может достигать предела  (1,5N). Обратите внимание, насколько опускается точка П4 при сильно опущенном плече, как при этом изменяется величина отрезка А1П41. При максимально поднятом плече она минимальна, а при максимально опущенном плече величина этого отрезка максимальна.

Следующую горизонтальную плоскость П5 мысленно проведите через нижнюю точку подмышечной впадины - П5. Заметьте, что в этой плоскости могут располагаться нижние ТОчки лопаток и самые высокие точки грудных желез. Но, как правило, наиболее выступающие точки грудных желез располагаются ниже этой плоскости на к, N, 1,5N и более. Поэтому следующую горизонтальную плоскость (при построении - линию Гз) проводим через самые высокие точки грудных желез. Но так как встречается такая форма грудных желез, когда эти точки располагаются ниже, то считаю необходимым заметить, что высота груди (отрезок А2Г2) должен быть не менее 5N, но и не более 6N при mг<2Np. Если mг=2Np+3Np, то максимальное значение А2Г2 = 6,5Np. В противном случае желательнно откорректировать длину бретелей бюстгальтера. Если моделью предусмотрено плотное прилегание, линию лопаток (при необходимости) нужно определить индивидуально с помощью измерения h в вертикалях 7 и. 8. Конфигурация лопаток имеет вид треугольника, и у всех они могут выступать по-разному. Их наиболее выпуклые точки могут находиться: а) в верхней части лопаток ближе к 8-й вертикали; б) в верхней части лопаток ближе к 6-й вертикали; в) в нижней части лопаток на уровне горизонтали П5 или ниже ее на Nг+1,5Nг. От формы лопаток зависит выбор рельефных швов и драпировок, служащих дополнением при создании более сглаженного перехода от наиболее выпуклой к наиболее вогнутой части туловища. Как правило, их лучше начинать ниже (выше) наиболее выпуклой точки приблизительно на к.

 

При рассмотрении поясных изделий мы останавливались на том, что задние и передние части туловища различаются по форме и объему, и ввели латинскую букву "а" для обозначения 1/4 полного обхвата туловища (для симметричной фигуры). Как вы уже знаете, у детей и у фигур типа 9 измерения а и а1 (т.е. спереди и сзади), слева и справа на разной высоте приблизительно равны, так как mг не больше к и mс не больше предела (N + к). При сравнении разных типов фигур можно прийти к выводу, что измерения по телу, сделанные на разной высоте в горизонтальных секущих (например, на уровне линии груди и линии талии), могут существенно отличаться друг от друга. Поэтому для удобства сравнения и разграничения измерений к обозначению измерения "а" в правом верхнем индексе добавляются буквы: б (бедер), т (талии) и г (груди). Для фигур типа 9 ат = Oбт/4, аг = Обг/4, а6 = Об6/4. Кроме того, если фигура асимметрична, то агп(правое)5 не равно агл(левое). Но еще раз повторяю: пусть это вас не пугает, у 30% людей фигуры условно симметричны, т.е. минимальная погрешность в к/2 не будет заметна в новом изделии и не повлияет на посадку изделия в целом. У 40% из нас асимметричными могут быть отдельные части туловища (слева и справа): шея, руки, ноги (их разная полнота слева и справа),разная степень выпуклости грудных желез, их высота и форма. В таких случаях многое будет зависеть от конкретно выбранной модели. Чем больше предлагается свобода облегания, тем меньше требуется подгонок при посадке изделия на фигуре.

Внимание! Не спешите запоминать все обозначения и расчеты в N. Стремитесь в первую очередь понять смысл каждого предложения. При изготовлении конкретной модели на индивидуальную фигуру нужно запоминать лишь необходимые измерения. Наизусть же необходимо знать исходные значения для детской или приближенной к ней фигуры. На первом этапе вам понадобятся лишь основные измерения по телу в горизонтальной плоскости между секущими (как с учетом, так и без учета свободы облегания), от которых в дальнейшем вы будете отталкиваться. Запомнить их нужно, как таблицу умножения.

Исходная фигура - это фигура, у которой измерения по телу в горизонтальных секущих - от 5л до 5п - по линии бедер, талии и груди примерно равны как со стороны переда, так и со стороны спины. Кроме того, они также равны слева и справа. Иначе говоря, Nг~Nт~N6, mг<к, m1/m9<к, mc<1,5N, с = c1. Кроме того, mр<N, следовательно, полнота руки - малая (М) и расстояние между вертикалями 4 и 6 минимальное, т.е. около 2N. Значения длин при одном и том же значении Nг изменяются в зависимости от роста, длины торса, длины конечностей. Они могут быть рассчитаны как с помощью нормы роста, так и путем измерений.

При одном и том же значении Nг конкретная часть тела (рука, нога, шея) в зависимости от полноты может иметь различные обхваты. Значения mс и mр могут превышать N, что свидетельствует о сутулой осанке и большой полноте руки (более бNг. Именно с помощью значений mр, mс, m1/m9, mг можно определить, какая именно часть основы нуждается в корректировке. Чем больше их величины, тем больше поправок. Одним словом, нужно запомнить схему построения исходной основы, а затем можно вносить корректировки для индивидуальной фигуры.

Поскольку значения m не могут изменяться беспредельно, то достаточно запомнить, что в каждой секущей - как в верхней части туловища, так и по линии талии - их значение колеблется от к до 3,5N. 

 

Допустим, что у фигуры следующие измерения обхватов: Обг=100см, Обт=80см и Обб=120см. Если аг=аг1, ат = аТ1, аб=а61 то это означает, что mг<к, m1в/m9в приблизительно равны и величины m1н/m9н практически одинаковы.Такую фигуру нельзя назвать исходной. В этом случае Nг = 5см, Nт = 4см и Nб = 6см. Но при тех же обхватах значения 2а и 2а1 могут значительно отличаться друг от друга. При нормальной осанке значение mг может быть больше к. В этом случае Nг будет рассчитываться из обхвата со стороны спины. В свою очередь при плоском животе, т.е. при m1/m4н<к, могут быть выпуклые ягодицы,т.е. m6н/m9н>N, тогда для поясных изделий будет находиться отдельно со стороны переда и спины путем деления соответствующего обхвата с той или иной стороны туловища на 10.

Если мы имеем дело с детской или приближенной к ней фигурой, то сумма значений (m1в/m9в) = (m1н/m9н), поэтому важно запомнить, что высота вытачек, их глубина и количество в верхней части изделия чаще всего не совпадают с высотой, глубиной и количеством в нижней (поясной) части изделия.

У исходной фигуры измерение от 1-й до 5-й секущей условно равно измерению от 5-й до 9-й секущей, то есть не только 2аг = 2аг1 = 10N, но и (аг + аГ1) = 10N. То же касается и других измерений полуобхватов, когда ат~ат1(+-к), а6~а61, так же как и (ат + ат1)~10Nт(±к/N), (аб + аб1)~10N6 (±к).

Сравните типы фигур 6 и 8. Нетрудно увидеть, что все значения обхватов от 1 -й до 9-й вертикали, так же как и от 5л до 5п вертикали резко отличаются друг от друга. Если mг при нормальной осанке превышает к, то это означает, что со стороны переда явно выражена форма грудных желез. Значит со стороны переда расстояния по горизонтали между теми вертикалями, где расположены наиболее выпуклые точки, увеличиваются. Например, Обг= 120см, а разница между 2аг и 2аг1 не более к, т.е. 2аг=61,5см и 2аг1=58,5см. Тогда само собой напрашивается решение равномерно распределить эту небольшую разницу между всеми вертикалями. Чтобы правильно определить расстояние между вертикалями, достаточно определить норму построения из расчета полного обхвата: (Обг : 20) = 120 см : 20 = 6 см. Если к<mг<N, то и значения 2аг1 и 2аг будут отличаться максимум на к. Эта разница распределяется между 3-й и 4-й вертикалью. Если выбранная свобода облегания равна к, то смещение швов относительно 5-й вертикали на к/2 (слева и справа ) на модели не отразится.

Продолжим сравнительный анализ. Чем больше разница (2аг-2аг1), тем   больше значение mг и,  соответственно,  больше расстояние между вертикалями 3 и 4. К примеру, при mг<к расстояние от 3-й до 4-й вертикали равно расстоянию от 7-й до 6-й вертикали. При mг = ЗN расстояние между вертикалями 3 и 4 на 2,5-ЗN больше, чем между вертикалями 7 и 6. Таким образом, сделав построение задней детали, с ее помощью несложно сделать построение и передней детали.

Рассчитав N на основе измерения от 5л до 5п вертикали со стороны спины и зная величину mг, можно рассчитать расстояния между всеми секущими как со стороны переда, так и со стороны спины с достаточно большой степенью точности. Например, 2аг1=45см, Nг = 4,5см, 2аг = 63см при Обг= 108 см. Тогда (2аг -2аг1 = (63 - 45) см = 18см. Значение 2аг можно выразить в нормах, для этого достаточно 63 см разделить на 4,5 см (2аг = 14 N). Таким образом, разница между 2аг и 2аг1 составляет 4N. Можно сделать вывод, что у конкректной фигуры спина узкая, а значение mг=2Nг. Можно с уверенностью сказать, что расстояние от 1-й до 5-й вертикали гораздо больше, чем от 5-й до  9-й.   Поэтому, не зная mг, визуально нельзя точно определить разницу между 2aг и 2a1г. Ранее уже говорилось о том, что у исходной фигуры все расстояния между секущими могут отличаться друг от друга не более, чем на к (в зависимости от конфигурации тела, от степени выпуклости или вогнутости грудной клетки, ее формы, от жировых отложений).

Поэтому при построении передней детали удобно ориентироваться на заднюю как условно исходную. Конкретные примеры показали, что разница в измерениях между вертикалями 6 и 7, 4 и 3 будет зависеть именно от значения mг. И если расстояние между вертикалями 1 и 3 может колебаться от 2 до 2,5N при любом значении mг, а расстояние от 4-й до 5-й вертикали зависит от полноты руки (колеблется от N при полноте М до 1,5N - при полноте Б), то разница в измерениях 2аг и 2аг1 распределяется именно между 3-й и 4-й вертикалями. Так, в нашем примере 2аг = 14N, а расстояние между вертикалями 3 и 4 не менее ЗN. Сравните: если mг<к, то расстояние между вертикалями 3 и 4 - менее 1,5N, поскольку от 1-й до 5-й вертикали - не более 5N, от 1-й до 3 -й - 2-2,5N, а от 4-й до 5-й - N-2N.

При одинаковых обхватах на уровне линии груди и талии сумма вытачек равна 0. Индивидуально глубина вытачек по линии талии определяется по значению m1в/m9в. В нашем примере m1в/m5в гораздо больше, чем m6в/m9в. Если ОбТ = 70 см, а Oбг = 120см, то разница (Обг - Обт) значительная. Из этого следует, что спина прямая, позвоночник имеет минимальную изогнутость на данном участке тела. В плотноприлегающих изделиях вытачки в 7-х вертикалях можно в связи с этим игнорировать, перенеся излишки в 5-ю или 9-ю вертикаль.

Подобный анализ позволяет сориентироваться при крое плотно прилегающей к телу модели. Если используется сухая жесткая ткань, то со стороны переда при mЗв/m5в>1,5N излишки ткани слишком велики и их можно убрать в рельефные швы по 3-й и 4-й вертикалям (либо со смещением от них на k), но ткань от 3-й вертикали в сторону 5-й лучше расположить по косой. В этом случае все излишки можно убрать в один рельефный шов. При этом глубина вытачек со стороны части, выкроенной по косой, может быть увеличена в 1,5 - 2 раза. Однако при mг> 1,5N предпочтительнее делать изделия более сглаженного силуэта.

Другой пример. При том же значении Обг= 120см и Обт=70см mг<N и значения m1в/m9в приблизительно одинаковые. В этом случае 2аг1~2аг, т.е. Nг~бсм. Значит, и соотношение отрезков между всеми вертикалями приблизительно такие же, как у исходной фигуры, и глубина вытачек распределяется равномерно как в 9-й вертикали, так и в вертикалях 7, 5 и 3. Таким образом, все вносимые в модель поправки распределяются равномерно с ориентиром на вертикали и горизонтали. Припуски на свободу облегания в таких случаях делаются равномерно со всех сторон. Вообще они выбираются в зависимости от модели, от сезона. Причем свобода облегания в верхней и нижней частях (как спереди, так и сзади) может быть разной, что диктуется самой фигурой. Например, чтобы создать более сглаженный силуэт у фигуры типа 2 в нижней части туловища, делаются минимальные прибавки - по сравнению с верхней частью, где они могут быть большими (за счет того, что обхват в верхней части туловища намного меньше обхвата в нижней его части). Кроме прочего, разные прибавки на свободу облегания на разной высоте могут задаваться самой моделью, ее силуэтом (расклешенным, зауженным). При создании одежды на фигуры, у которых Nг и Nб отличаются на единицу (например, Nг = 5 см, Nб = 6 см), лучше пользоваться средним значением N = 5,5 см. При построении плечевых изделий на такие фигуры значения Шп (плеча), Шг (груди) и Шс (спины) необходимо определять с ориентиром на N — 5,5 см в верхней части и на ТУ = 6 см - ниже линии талии (по бедрам).

Подводя итог вышесказанному, предлагаю вам себя проверить. Измерение в верхней части туловища - 2аг1 - делается в горизонтальной плоскости П5 между точками П5л и П5п при скрешенных руках. При опущенных руках на вдохе находится полный обхват грудной клетки Обг(от точки П5л до точки П5п с наклоном к точкам ГЗл и ГЗп) . Обхват со стороны переда 2аг = Обг-2аг1 Через точку Т5п проводится горизонтальная плоскость Т5П. Вспомним, что у асимметричной фигуры слева и справа делаются измерения длин Т5лН5л (Т5пН5п), т.е. до пола. Для построения поясных изделий мы отталкивались от измерения длин, сделанных по телу в 5-й секущей. При построении плотноприлегающих плечевых изделий точка Т5 также будет исходной при определении высоты проймы, т.е. отрезков Т5лП5л и Т5пП5п. Нужно помнить следующее: при визуальном осмотре слева и справа наиболее вогнутые точки могут быть расположены на одном горизонтальном уровне (или со смещением на ±(0-k/2)). Тогда измерения высоты в 5-й секущей плоскости от точки Т5 до точки П5 слева и справа одинаковы, т.е. Т5лП5л = Т5пП5п (см. рис.6). На самом деле эти измерения могут существенно отличаться друг от друга, и это естественно. При создании плотноприлегающих изделий надо ориентироваться на большее значение Т5П5.

Потренируйтесь правильно делать измерения обхватов. Начинающим лучше поступить следующим образом: взять полоску плотной бумаги длиной, приблизительно равной полному обхвату туловища плюс N, и шириной в 2-ЗN (индекс при обозначении

нормы опускаем, будем пользоваться им в случаях сравнения значений норм груди, талии, бедер). Подготовленную полоску нужно

обернуть вокруг тела на конкретном участке, как показано на рис.6. Это даст возможность учесть все изгибы тела. Зафиксировав точки П5л и П5п фломастером, легче сделать точное измерение 2aг1 На полоску можно нанести след мысленно проведенных вертикалей 1,2,3, 4 и 5 (при опущенных вдоль туловища руках). Таким образом, основные, необходимые для построения, величины по горизонтали можно определить как с помощью измерительной ленты, так и без нее. При создании поясных изделий расстояние между, 4-й и 6-й вертикалями зависит от значения mн в близлежащих секущих, главным образом от значения m5н (от к/4 до 3,5N, и может колебаться от 2 до 5,5 Nб. В свою очередь, в плечевых изделиях расстояние от 4-й до 6-й вертикали зависит от полноты руки (М, С и Б) и колеблется от 2 до 3,5N. Кроме всего прочего, измеряя расстояние между наиболее выпуклыми точками грудных желез, вы сможете убедиться в соответствии (или несоответствии) истинного расстояния расчетному. В случае несоответствия вносится поправка. Прежде чем приступить к практическим упражнениям в крое, попробуйте немного "покривляться". Поизучайте тело. Сначала изогните туловище так, чтобы спина стала максимально выпуклой, плечи и руки смещены вперед, а грудная клетка имела бы вогнутую форму. Измерьте расстояние по горизонтали от точки П4л до П4п. Переведите его значение в N. Это расстояние будет меньше 7N. Теперь максимально выгните грудную клетку и снова сделайте измерение - оно может быть около 8N. И в одном и в другом случае нельзя ни сильно уменьшать, ни сильно увеличивать расстояния П4лП4п и ПблПбп. Опустите и поднимите плечи, сравните длину отрезков А1П41 и А9П69 в том и в другом случае. Разница может быть от к до N.

Итак, при разнице отрезков П4лП4п и ПблПбп более N по сравнению с исходной фигурой, у которой они соответственно равны 7Nг и 7,5Nг, будем учиться выбирать форму проймы и оката рукава такими, чтобы зрительно приблизить любую фигуру к пропорциональной. Потренируйтесь искусственно увеличить объем грудных желез (mг>N+к), подложив, например, вату или кусочек ткани. При этом измерьте расстояние между 3-й и 4-й вертикалями. Прогните позвоночник в виде вопросительного знака и вновь измерьте это расстояние, не изменяя объема грудных желез. При той же их форме и объеме расстояние между 3-й и 4-й вертикалями - при ярко выраженной сутулости - уменьшится. Такое практическое занятие даст вам возможность развить воображение и понять, в каких случаях без формообразующей нагрудной вытачки не обойтись (в 3-й, 2-й вертикалях), а в каких случаях - в ней нет неообходимости. На этом подготовительный этап можно, пожалуй, считать законченным . Но перед тем как приступить к построению конструкций, заострим внимание на том, с чем постоянно придется сталкиваться в процессе работы и что дополнительно может повлиять на ее конечный результат. Ведь нельзя абстрактно учиться делать построение. Нужно знать, что силуэт модели (прямой, приталенный и расклешенный) по-разному диктует выбор тканей. Часто от их структурных особенностей - жесткости, эластичности и т.д. -зависит количество ткани, требующееся на ту или иную модель. Для создания модели одного и того же силуэта может потребоваться тонкой и мягкой ткани в несколько раз больше, чем толстой и жесткой.

Кроме того, нужно помнить о том, что при (2аг - 2аг1)>1,5N лучше использовать струящуюся, легко драпирующуюся, пластичную ткань, т.е. не сухую. Целесообразнее прибегать к созданию моделей, где много рельефных швов, в которые несложно забрать излишки ( при этом ткань чаще располагается по косой, тем самым ширина вытачек заранее увеличивается) Правильно выбранный угол наклона долевой нити может оказать влияние на силуэт изделия в готовом виде: прямоугольной, трапециевидной формы и т.д.,

поскольку ткани могут быть различной степени жесткости по долевой и поперечной.

Если ваша ткань пестрая в мелкий рисунок, то нужно знать, что в этих случаях шов стачивания не будет заметен. Если ткань однотонная, то швы стачивания будут заметны. Соединяя детали, выкроенные по-разному (например, одна деталь - по долевой, другая - по косой), при определенной структуре ткани иногда очень трудно добиться изящного выполнения шва. В таких случаях нужно учиться чувствовать "поведение" ткани. Начинающие в местах стачивания могут делать перебивки с применением кружев, тесьмы, кантов, что будет зависеть как от назначения модели, так и от фактуры ткани. С их помощью можно разнообразить одну и ту же

модель.

Фантазию, безусловно, необходимо развивать, однако не воспринимайте это как призыв к анархии в  одежде.  Просто  нужно учиться подчинять моду себе, изготавливая те фасоны, которые действительно идут конкретной фигуре. И еще. Часто мы с легкостью готовы расстаться с уже надоевшей, но еще добротной одеждой, порою даже выбрасываем ее, вместо того, чтобы из двух-трех старых вещей сделать одну новую. Переберите свой гардероб. Раз¬ве нельзя, например, из костюма мужа или отца сделать костюмчик   для   ребенка или младшего брата? А   если при этом   еще добавить кусочки из кожи (используя бывшие в употреблении сумки, перчатки, голенища сапог), вельвета в виде кокетки, манжет, лацканов, то у вас может получиться совершенно неожиданный ва¬риант. В жизни может случиться и так, что вам попалась ткань с дефектом, который при покупке вы не заметили. И если при помощи кроя вам не удалось ликвидировать его, попробуйте применить аппликации или вставку из другой ткани. Это в значительной степени позволит вам сэкономить семейный бюджет, и, кроме того, вы перестанете испытывать зависимость от вещей.

В известном издании "Иллюстрированная энциклопедия моды" говорится, что "в античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион 24 г. н. э., на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Эти особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. Эти пять особенностей отличали и одежду древней Греции."* По канонам того времени платье не кроили, ткань собиралась в складки и скреплялась на плечах, одевалась она прямо на голое тело. Такие рубашкообразные хитоны носил рабочий люд, молодежь, женщины, старики и аристократия. И никогда здесь не было эксцентричности, которая нарушала бы пропорции и гармонию в одежде. Симметрия платья определялась не только прямоугольными кусками материи, из которой оно делалось, но и его пониманием. Все следовали девизу - "все в меру".

Естественно и понятно стремление людей к совершенствованию своего тела. Умение найти свой зрительный образ в одежде позволяет достичь прекрасных результатов даже при врожденных недостатках фигуры. Многие люди предпочитают одежду свободных форм, простой конструкции. Такая одежда незаменима для дома и отдыха и, как правило, любима не только женской, но и мужской половиной человечества. Конструирование плечевых изделий лучше всего начать с туники (хитона, пеплы).