Какое бы ни было внешнее мастерство, оно пропадает, оно теряет всю свою влиятельную на нас силу, когда служит для целей беззаконных, пустых, легкомысленных или гнилых. В. В. Стасов* 325, 1, 99
...никакой технический талант не спасет того, что в существе своем фальшиво. В. В. Стасов 326, 1, 365
Техника — это азбука. Конечно, у кого нет техники, тот не художник.- Но техника — средство, которым художник должен пользоваться для серьезных целей. Овладев техникой, художник должен стремиться сообщать в своих произведениях зрителю серьезные впечатления и чувства, прошедшие через глубину его собственной души, через всю его художественную натуру. В. В.. Верещагин 659, 293
Живописец, выдвигающий технику своего рисунка, писатель, бьющий на эффект в своем стиле, похожи на солдат, гарцующих в позолоченных мундирах и отказывающихся идти в дело, или на крестьян, полирующих свои плуги ради блеска вместо того, чтобы пускать их на землю. О. Роден 777, 93
Можно много знать и мало уметь. Я. П. Чистяков 598, 300
Чувствовать, знать и уметь — полное искусство. Я. Я. Чистяков 598, 340
Техника — это то, что называется простота, высота в искусстве, основанная на законном изучении всех сторон искусства... Я. Я. Чистяков 598, 340
Горе художнику, если его художественные вкусы и требования превышают его технические средства выражения. Я. Е. Репин 403, 1903, №> 1, 34
...для соответствия формы содержанию нужна «техника»: художественная ловкость. Эта техника накопляется, как накопляется техника вообще. , Г. В. Плеханов 443, 155
...Ничего не стоит никакая школа, никакой университет, если нет практического уменья. В. И. Ленин 34, 31, 427
Под виртуозом я имею в виду не словоупотребление в отрицательном смысле (т. е. человека, который внеш¬ней техникой заслоняет свою внутреннюю пустоту), а обозначаю словом виртуоз артиста огромной мощи в смысле впечатления, которое он производит на воспринимающую его среду. А. В. Луначарский 782, 182
Нужно знать технику творчества. Знание техники дела — это и есть знание дела. Техника, взятая в целом, во всех областях труда и в творчестве является одной из основных сил культурного роста, одной из сил, ведущих. весь процесс культуры. Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать — необходимо уметь, а умение дается только изучением техники. М. Горький 39, 26, 177
Каждое искусство имеет две стороны: творческую и техническую. Способность к художественному творчеству есть прирожденный дар, как красота лица или сильный голос; эту способность можно и должно развивать, но приобрести ее никакими стараниями, никаким учением нельзя... Но вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства. При знании технических законов своего ремесла поэт становится действительным господином своего языка. В, Я. Брюсов 174, 2, 295, 314
Незрелое исполнение никому не нужно. Им можно лишь ввести в заблуждение зрителя, испортить его художественный вкус и.понизить требования к искусству. Большой исполнитель должен быть и большим техником. Ю. М. Юрьев 849, 31
Мастерство — это когда «что» и «как» приходят одновременно. В. Э. Мейерхольд 221, 1961, № 8, 213