Одной из главных сторон художественного творчества является внешняя работа, так как художественное произведение имеет в себе чисто техническую сторону, доходящую в некоторых отношениях даже до ремесленности... Никакое вдохновение не может достичь этой умелости, ее можно достигнуть лишь посредством размышления, рачительности и упражнения. Однако художник нуждается в такой умелости, чтобы овладеть внешним материалом и не встречать помехи в его неподатливости. Г. Гегель 68, 12, 29
...все искусства требуют для овладения ими тщательного изучения, долгого и настойчивого труда, виртуозности, достигаемой многообразными упражнениями... подлинный художник чувствует естественное влечение и непосредственную потребность тотчас же оформлять все, что он чувствует и представляет себе... Обе стороны художественного дарования, внутреннее творчество и его реализация, согласно понятия искусства, идут рука об РУКУ Г. Гегель 68, 12, 293
Неумелый всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин над своим собственным деланием, между тем как тот рабочий может быть назван умелым, который производит предмет таким, каким он должен быть, и который в своем субъективном делании не находит никакого сопротивления цели. Г. Гегель 68, 7, 222
Беда, коль пироги начнет печь сапожник, А сапоги тачать пирожник! И. А. Крылов 517, 2, 49
...совершенство не дано человеку; но, занимаясь добросовестно, ты будешь к нему приближаться настолько, несколько природа дала тебе средств. М. С. Щепкин 837, 176