...в писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Одной из этих ипостасей недостаточно. Мыслитель — активен, мужественен, он знает — «для чего», он видит цель и ставит вехи. Художник — эмоционален, женственен, он весь в том «как» сделать, он идет по вехам, ему нужны рамки,— иначе он растечется, расплывется, он «глуповат», прости господи... Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, но он не творец, и он не активен, он беспощаден.
Разумеется, крупное произведение должно создаваться всеми тремя элементами.
А. Н. Толстой 357, 15, 561
Есть вещи в государственном управлении, к которым нельзя приспособиться писателю, потому что эти вещи есть «временные меры».
Приспособление писателя к современности есть требование времени, но если писатель приспосабливается и к «временным мерам», то начинают протестовать даже сами администраторы.
М. М. Пришвин 92, 244
Писатель — человек общественный, и если он ошибается, то направляет людей по неверному пути.
Л. Барбюс 234, 1958, № 6, 12
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
К. Г. Паустовский 814, 18
Сколько писателей—столько и способов видеть и воспринимать жизнь, манер ее изображать, примеров живописать словом.
К. Г. Паустовский 270, 1961, № 1, 169
...писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения его правдивости и убедительности.
М. А. Шолохов 816, 153
Главный вопрос писателя — зачем я пишу? — решается не в отрыве художественности от действительности, а в их нераздельности... Нельзя решить вопрос, «как писать», не ответив себе на вопрос, «что писать». Цель творчества... в ясном выборе — для кого я пишу.
К. А. Федин 409, 413 522
...нет ни одного предмета, который был бы непоэтичен, как скоро поэт сумеет как следует им воспользоваться.
В. Гёте
Не следует думать, что действительность не представляет поэтического интереса; поэт именно тем и может доказать, что он даровит, когда откроет интересную сторону в самом обыкновенном сюжете. Действительность должна дать мотив, пункты, подлежащие выражению, зерно; сделать же из этого прекрасное и живое целое — задача поэта.
В. Гёте