Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для тоге', чтобы зарабатывать.
Когда Беранже поет: ,
Живу для того лишь, чтоб песни слагать, Но если, о сударь, лишен буду места, То песни я буду слагать, чтобы жить,—■
то в этой угрозе кроется ироническое признание, что поэт перестает быть поэтом, когда поэзия становится для него средством.
Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не являете; средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.
К. Маркс 161, 1, 70
Писатель является не только выразителем, выдвинувшей его общественной среды, но и продуктом ее... он вносит с собой в литературу ее симпатии и антипатии, ее миросозерцание, привычки, мысли и даже язык.
Г. В. Плеханов 88, 10, 10
Литература должна стать партийной. В противовес? буржуазным правам, в противовес буржуазной предпринимательской торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоне за наживой,— социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме.
В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием на-живы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела.
В. И. Ленин 34, 10, 27
Когда автор свои рассказы посвящает теме, ему неизвестной, выходит нехудожественно.
В. И. Ленин 34, 33, 101