Ошибаются те, кто видит в классовой борьбе пролетариата лишь стремление наполнить желудок. Всемирно-историческая схватка идет за все культурное наследие человечества, за право всестороннего развития и утверждения каждой человеческой личности. Пролетариат как класс не может вести осаду капиталистической крепости, не может пробиться к свету из фабричного мрака и нужды, пока он не противопоставит свои собственные эстетические идеалы искусству наших дней... борющийся пролетариат дает искусству не только надежду на будущее. Его борьба, пробивающая брешь за брешью в крепости буржуазного строя, прокладывает новые пути искусству, обновляет его, обогащает его новым идейным содержанием. Предвосхищая грядущую жизнь человечества, пролетариат выходит за пределы духовной жизни буржуазного общества и открывает тем самым искусству новые возможности для развития... В своем художественном творчестве пролетариат чувствует потребность выразить стоящую перед ним как классом высшую историческую задачу. К. Цеткин 1019, 99
Страстное влечение к наслаждению искусством и художественному творчеству во все времена жило в угнетенных и порабощенных слоях общества. Поэтому снова и снова из широчайших народных масс выходят одаренные приверженцы искусства и творцы, умножающие его сокровища... К. Цеткин 221, 1957, № 8, 182
Именно потому, что далек путь, который пролетариат должен пройти, чтобы стать достойным наследником классического искусства, именно потому что влияние разлагающегося буржуазного общества делает этот путь особенно трудным, необходимо эстетически вооружить пролетариат для этой исторической миссии. Разумеется и речи не может быть о рабском подражании и слепом преклонении перед буржуазным искусством. Дело идет о -пробуждении-и. воспитании художественного вкуса и эстетического сознания, прочным фундаментом которого было бы социалистическое мировоззрение, могучая идеология борющегося пролетариата, а в один прекрасный день — и всего освобожденного человечества... К. Цеткин 221, 1957, № 8, 187
Достаточно обратиться к истории, чтобы опровергнуть приговор, объявляющий тенденцию в искусстве вне закона. Могучие, величественные творения всех времен страстно тенденциозны. Разве тенденция чем-нибудь отличается от идеи? Искусство, лишенное идеи, становится искусственным и формалистичным. Не идея позорит художественное произведение, не тенденция оскверняет его. Наоборот, они должны и могут создавать и повы¬шать художественную ценность произведения. Тенденциозность губит искусство лишь тогда, когда она грубо навязана извне, когда она выражена художещи в изящный наряд, приходите дружной гурьбой, приходите граверы и литографы, печатники по ткани и бумаге, декораторы, ювелиры, лепщики, резчики по дереву, вышивальщики, ковровщики, футлярщики, переплетчики, мастера, художники-утешители, дающие нам наслажде¬ние гармонией форм и очарованием красок, благодетели человечества, приходите вместе с живописцами, скульпторами и архитекторами! Крепко взявшись за руки, держите вместе с ними путь в страну будущего. Оно сулит нам больше справедливости и счастья. Для него и во имя его вам предстоит работать. Более разум¬ное и более счастливое общество создаст, быть может, более светлое и-более прекрасное искусство. А. Франс 32, 8, 531
Искусство заслуживает почета и любви только в том случае, если оно подлинно человечно и обращается ко всем людям, а не к одной кучке педантов. Р. Роллан 33, 16, 175
Первый закон искусства: если тебе нечего сказать — молчи. Если тебе есть что сказать - скажи и не лги. Р. Роллан 234, 1959, № 10, 10
Обособленное искусство не может быть жизненным,.., Нужно, чтобы человечество время от времени напоминало гению: «Что в твоем искусстве предназначено для меня? Ничего? Так ступай прочь!..» Р. Роллан 170, 5, 328