Настоящий художник есть критический художник, критический гений... А. В. Луначарский 599, 122
Если буржуазный писатель, привыкший протаскивать исподтишка буржуазные тенденции под якобы белыми как снег парусами чистого искусства, глумливо хихикает над пролетарским писателем и, показывая на него пальцем, кричит: «Политик, политик! Какой же ты худож¬ник? Твое искусство тенденциозно!» — то пролетарский писатель отвечает на это громким смехом, презрительность которого сразу подавляет глумление врага. «Чем ты думаешь меня попрекнуть? Не тем ли, что огромное пламя революционного энтузиазма, при свете которого я хочу перестроить мир, горит также и в моем художестве?» Наш художник - никак не может чувствовать себя приниженным оттого, что он кажется очень близким к жизни и напоенным ее силами. Наоборот, приниженным кажется нам тот худосочный художник, который далек от жизни, в котором не бьются полным пульсом ее живые соки. Такой художник иногда воображает, что он витает высоко над жизнью в розовых облаках рафинированной идеологии. На самом деле он просто пресмыкается в клоаках жизни, куда стекают ее отбросы и где вся мнимая позолота и радуга стоят не больше, чем мусор, А. В. Луначарский 309, 310
...подобно тому, как свежесть листвы и пышность цветов дерева зависят от соков, питающих его ствол и ветви, развитие искусства определяется внутренним строением общества. А. Франс 32, 8, 530
Настанет день, когда в обществе более совершенном, чем наше, каждый будет мирно наслаждаться плодами своего труда. И тогда искусство действительно станет достоянием всех. А. Франс 32, 8, 715
Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником. Нет, не существует двух разновидностей искусства, искусств прикладных и изящных! Существует единое искусство, которое есть и одно и то же время мастерство и красота и которое, создавая вокруг нас прекрасные формы, выражая прекрасные мысли, стремится придать очарование нашей жизни. Художник и мастер творят одно и то же доброе дело; оно способствует тому, чтобы сделать человеческое существование приятным и радостным, тому, чтобы придать изящный и благородный облик нашему жилищу, городу, саду. Они схожи друг с другом по своему призванию... Творчество ювелира, лепщика, эмальера, чеканщика, краснодеревца и садовника точно также принадлежит изящным искусствам, как и творчество живописца, скульптора, архитектора. Приходите же вы, облекающие обыденные вещи в изящный наряд, приходите дружной гурьбой, приходите граверы и литографы, печатники по ткани и бумаге, декораторы, ювелиры, лепщики, резчики по дереву, вышивальщики, ковровщики, футлярщики, переплетчики, мастера, художники-утешители, дающие нам наслаждение гармонией форм и очарованием красок, благодетели человечества, приходите вместе с живописцами, скульпторами и архитекторами! Крепко взявшись за руки, держите вместе с ними путь в страну будущего. " Оно сулит нам больше справедливости и счастья. Для него и во имя его вам предстоит работать. Более разумное и более счастливое общество создаст, быть может, более светлое и более прекрасное искусство. А. Франс 32, 8, 531
Искусство заслуживает почета и любви только в том случае, если оно подлинно человечно и обращается ко всем людям, а не к одной кучке педантов. Р. Роллан 33, 16, 175
Первый закон искусства: если тебе нечего сказать — молчи. Если тебе есть что сказать — скажи и не лги. Р. Роллан 234, 1959, № 10, 10
Обособленное искусство но может быть жизненным... Нужно, чтобы человечество время от времени напоминало гению: «Что в твоем искусстве предназначено для меня? Ничего? Так ступай прочь!..» Р. Роллан 170, 5, 328