Предмет искусства,— нечто подобное происходит со всяким другим продуктом — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой.
К. Маркс 161, 12, 718
Я ни в коем случае не противник тенденциозной поэзии, как таковой. Отец трагедии Эсхил и отец комедии Аристофан были оба ярко выраженными тенденциозны¬ми поэтами, точно так же и Данте и Сервантес, а главное достоинство «Коварства и любви» Шиллера состоит в том, что — это — первая немецкая политически тенденциозная драма. Современные русские и норвежские писатели, которые пишут превосходные романы, все сплошь тенденциозны. Но я думаю, что тенденция должна
сама по себе вытекать из.положения и действия, без того, что¬бы на это особо указывалось, и что писатель не обязан подносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов... Социалистический тенденциозный роман целиком выполняет, на мой взгляд, свое назначение, правдиво изображая реальные отношения, разрывая господствующие условные иллюзии о природе этих отношений, расшатывая оптимизм буржуазного мира, вселяя сомнения по поводу неизменности основ существующего порядка.
Ф. Энгельс 86, 27, 505
...если требования, которые можно по справедливости предъявлять вообще к народной книге, заключающейся в богатом поэтическом содержании, крепком словце, нравственной чистоте, т. е. в качествах, которые во все
времена остаются одинаковыми, то мы, кроме того, вправе требовать, чтобы народная книга отвечала своему времени, иначе она перестает быть народной...
Ф. Энгельс 86, 2, 26
...искусство приобретает общественное значение лишь в той мере, в какой оно изображает, вызывает или передает действия, чувства или события, имеющие важное значение для общества.
Г. В. Плеханов 780, 3, 25