Не тот большой художник, кто только фуги, руки и ; ноги знает и умеет, а у кого внутри растет и зреет прав¬да, у кого внутри ревнивое и беспокойное, никогда не замолкающее чувство истины на все, на все. В. В. Стасов * 881, 482
Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя как дома и действующим лицом; то толь¬ко и есть искусство, которое отвечает на действительные чувства, и мысли, а не служит сладким десертом, без которого можно и обойтись. В. В. Стасов 326, 1, 120 г
Содержательность наших картин так определенна и сильна, что иной раз их упрекали в тенденциозности. Какое смешное обвинение и какое нелепое прозвище! Ведь под именем «тенденциозности» обвинители разумеют все то, где есть силе негодования и обвинения, где дышит Протест и страстное желание гибели тому, что тяготит и давит свет. Выкиньте нею эту страстную и лучшую стру¬ну в художнике, многие останутся довольны. Но что он без нее значит? Как будто не «тенденциозно» все, что лучшего в созданиях искусства и литературы всех времен и всех народов! Разве не «тенденциозен» был «Дон Кихот», разве не «тенденциозны» были «Отелло» и «Лир», и «Горе от ума», и «Ревизор», и «Мертвые души», и «Свои люди — сочтемся», и ...все создания Байрона и Гейне, все стихотворения Некрасова и т. д.? Неужели эта «тенденциозность» мешает этим крупнейшим созданиям, имевшим, имеющим и назначенным иметь в будущем громаднейшее влияние на душу, воображение, и судьбу людей? Но пусть противники «тенденции» вспомнят те самые произведения искусства, которым они глубоко поклоняются, например, все создания «идеального», «высокого» и «чистого» искусства, начиная от Рафаэля и кончая нашим Ивановым: неужели и в самом деле эти создания не проникнуты «тенденцией»? По-моему, они ею не только проникнуты, но переполнены до краев. В. В. Стасов 326, 2, 421
Есть объединение людей в одном и том же чувстве. Это условие отсутствует в декадентстве. Их поэзия, их искусство нравится только их маленькому кружку точно таких же ненормальных людей, каковы они сами. Истинное же искусство захватывает самые широкие области, захватывает сущность души человека. И таково всегда было высокое настоящее искусство. Л. Н. Толстой 28, 78, 67
...искусство если оно искусство — должно быть доступно всем, а в особенности тем, во имя которых оно делается. Л. Н. Толстой 28, 25, 360
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать. Л. Н. Толстой 28, 41, 464