Певцы иллюминации, военных торжеств, резни и грабежа по приказу какого-нибудь честолюбца, сочинителя льстивых-дифирамбов, надписей и мадригалов - не могут иметь в наших глазах никакого значения, потому что они весьма далеки от естественных стремлений и потребностей народных. Н. А. Добролюбов 154, 3, 327
Да! Тернистый путь вообще достался на земле поэту, ученому... Люди светские... люди пресыщенные не имеют понятия о тех нравственных терзаниях, которыми исполнена их жизнь, хоть иногда, и по собственной вине, составляющей горшее мучение. Толпа не может вообразить, чего стоит им часто одно выражение, которое она называет счастливым! С каким усилием вырывается из сердца звук, которым услаждается ее тонкий взыскательный слух! Иной отшельник переживает в глубине уединенной кельи всю жизнь своего народа, испытывает на себе все его болезни, пере¬чувствует все скорби,— тяжело ему отыскивать в веках, по кровавым следам, пути его уклонений, и еще тяжелее видеть между ними прямую дорогу, усыпаемую притом цветами его послушного воображения. Какое отчаяние овладевает им по временам, когда он видит невозможность противодействовать злу! Счастлив еще, что такие минуты для него не пропадают даром, что след их обнаруживается непременно в его сочинениях и сделается неиссякаемым источником высших наслаждений для отдаленных потомков А. Некрасов 155, 9, 327
Своим отрицанием искусства для искусства, «идеального» и всего, что из этого вытекает, я вплотную подхожу к эмансипации личности и, в конечном счете, к демократии. Реализм по самой своей сущности — искусство - демократическое. Г. Курбе 605, 312
Прошлое — это то, чего уже нет; будущее — то, чего еще нет; настоящее абсолютно мимолетно, оно беспрестанно движется, а искусство вынимает из этого потока то или другое явление и делает его вечным. Г. Флобер 688, 137
Ожерелье состоит из жемчуга, но держится оно на нитке; в том-то искусство, чтобы, нанизывая жемчуг, не терять ни одной жемчужины и. не выпускать из рук нитки Г. Флобер 638, 182
По. мере развития деятельности, индивидуальность начинает брать перевес над школою, над тем, что чело¬век унаследовал от других. Яйца, которые несет курица, все же похожи друг на друга; цыплята же, которые выводятся из яиц, бывают уже менее похожи, а вырастут, так и вовсе не походят друг на друга — из одного выходит задирный черный петух, из другого смиренная белая курица. Так и тут. Общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались, как и в приведенном примере остаются общие родовые и видовые признаки куриной породы, а затем каждый из пас, как и каждый выросший петух или взрослая курица, имеет свой собственный личный характер, свою индивидуальность. А. П. Бородин 768, 308
Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального. И ка¬кое страшное (во истину) богатство народной речи... Какая неистощимая руда для хватки всего настоящего — жизнь русского народа! Только ковырни — напляшешься, если истинный художник. М. П. Мусоргский 769, 251
Требования искусства от современного деятеля так громадны, что способны поглотить всего человека. Про¬шло время писаний на досуге; всего себя подай людям — вот что теперь надо в искусстве. М. П. Мусоргский 769, 408
Только пчела узнает в цветке затаенную сладость, Только художник на всем чует прекрасного след. А. А. Фет 771, 205
Если вы хотите служить обществу, вы должны знать и понимать его во всех его интересах, во всех проявле¬ниях; а для этого вы должны быть самым образованным человеком. Ведь художник есть критик общественных явлений, какую бы картину он ни представил, в ней ясно выразятся его миросозерцание, его симпатии, антипатии и, главное, та неуловимая идея, которая будет освещать его картину... Да, образование, образование! Особенно теперь нужно художнику образование. И. Н. Крамской 326, 3, 208